Материнский голос

Слух у ребёнка начинает развиваться уже на четвёртом месяце беременности. Основоположнику практикуемой нами терапии - Альфреду Томатису, удалось доказать факт того, что эмбрион слышит звуки, доносящиеся извне, однако не все. Аудитивный фильтр ребёнка не пропускает низкие тоновые звуки, которые могут навредить в дальнейшем развитию слуха, но пропускает высокочастотные. Последние звуки являются более насыщенными и лёгкими для передачи информации в головной мозг. С момента рождения и до шести лет в голосе ребёнка можно наблюдать преимущественно высокие тоновые звуки. Часто случается, что ребёнок, слыша низкий тембр мужского голоса, закрывается и не реагирует, что с обидой воспринимается отцом либо другим членом семьи мужского пола.

Так, например, плачущего ребёнка часто может успокоить мать, а отец только больше раздражает низкочастотными звуками своего голоса детский слух, чем усугубляет ситуацию. На этом этапе развития ребёнок редко настроен на частое времяпровождение с отцом. Если род деятельности отца связан с частыми командировками, его долговременным отсутствием, то по приезду ребёнок может попросту сразу не узнать его. Отец остаётся для младенца загадочной фигурой, но, к счастью, до определённой поры. Стоит учесть, что в первые годы развития ребёнка, тесная связь наблюдается с матерью, нежели с отцом. В практике Альфреда Томатиса трижды случались ситуации, когда ребёнок, сильно напуганный мужским голосом, полностью закрывался и не подпускал к себе специалистов, медленно погружаясь в свой мир (одна из разновидностей аутизма). Практически каждым родителям приходилось сталкиваться с детскими истериками и слезами, вызванными необходимостью идти в садик. Когда ребёнок впервые «покидает» привычную обстановку дома и идёт с садик, то он остро нуждается в человеке, который может заменить ему маму. В этом случае грамотный воспитатель в силах «выстроить мост» своим голосом между домом, мамой и детским садом. Поэтому нужно с терпением и пониманием отнестись к выбору воспитателя, учитывать какие психологические приёмы используются этим человеком при расположении ребёнка к себе, к другим детям. Прежде дети дошкольного возраста часто оставались под присмотром дедушек, так как родители, в частности мама, всё время посвящала работе. Грубый и жёсткий голос деда на низких частотах вёл к раздражению и нарушению слухового аппарата ребёнка. Последствия этого наблюдались уже при обучении ребёнка в школе - адаптированный под низкие частоты детский слух проблемно реагировал на учительский голос, бывший на несколько октав выше.

 

Обучаясь в начальной школе, большую часть информации об окружающем мире дети получают от учителя. В этом возрасте они напоминают губки, впитывающие все звуки, которые идут извне. Опытные педагоги хорошо знают, какое влияние они оказывают не только на формирование картины мира ребёнка, но и на дальнейшее развитие нервной системы, слухового и речевого аппаратов ребёнка. По результатам диктантов можно проследить, как изменяется слух ребёнка уже спустя год его обучения в школе, настраивание слуха под голос учителя и восприятие его. В Швейцарии данные процессы чётко отслеживаются. Будущим учителям помимо специальных предметов преподают пение, так как именно оно влияет на все формы устной речи. У студентов, занимающихся пением, наблюдается насыщенность звуков речи, её гармоничность и плавность, что влияет на быстрое восприятие такой речи. Ребёнок «настраивает» частоту своего слуха на диапазон частот, который задаётся учителем. Он принимает и положительные, и отрицательные моменты. Так, например, если ребёнок чаще всего слышит речь агрессивно окрашенную, он старается «закрыть» свой слух для таких звуков и слов. Это можно сравнить с нашей реакцией на свет – мы прикрываем / закрываем глаза, когда резко меняется освещение, или отводим глаза от непонравившегося / неприятного взгляда, объекта. Подобно приведённым примерам слух автоматически «отказывается» от определённых звуков. И эта замкнутость приводит к тому, что вся лингвистическая зона становится недоступной. Именно данные процессы приводят к дальнейшим нарушениям слуха и ведут к проблемам в обучении ребёнка.

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ, ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И НАШ СПЕЦИАЛИСТ СВЯЖЕТСЯ С ВАМИ